20 февраля 2024 года состоялось итоговое мероприятие по результатам реализации исследовательского проекта «Дистанционное обучение для улучшения качества и доступа к школьному образованию в Кыргызстане, Монголии и Таджикистане». Проект был реализован в 2021-2023 годах Консорциумом трех организаций с лидирующей ролью общественного фонда «Таалим-Форум» (Кыргызстан).
Общее фото участников
Презентация была посвящена основным результатам исследования, проведенного в Кыргызстане. В мероприятии приняли участие заместитель министра Лира Самыкбаева, представители Министерства образования и науки Кыргызской Республики, подведомственных ему учреждений, международных и местных организаций, и образовательных учреждений, эксперты, консультанты в области образования, исследователи, проектные команды 3 стран.
В рамках проекта было проведено масштабное исследование на территории трех стран. Результаты исследования в Кыргызской Республике показали, что учителя и учащиеся испытали большие трудности при переходе на дистанционную форму обучения во время пандемии, вызванной COVID-19. Переход на дистанционное обучение стал вынужденной мерой для обеспечения непрерывности образовательного процесса. Несмотря на значительные усилия со стороны Министерства образования и науки КР, меры и инициативы, направленные на решение возникших проблем, оказались фрагментарными и не охватили все аспекты возникших проблем.
Жылдыз Доолбекова, руководитель проекта
Согласно результатам исследования, 73% учителей согласились с тем, что дистанционная работа “не дала возможности эффективно контролировать самостоятельность учеников в выполнении заданий”. 56% подтвердили, что “из-за карантина и изменений в условиях работы не успели пройти всю программу”. 83% опрошенных учителей согласились, что что дистанционное обучение ухудшило качество знаний учащихся. Учителя отметили психоэмоциональное напряжение и повышение конфликтности в увеличение времени на подготовку к занятиям в онлайн формате и стиранием границ между рабочим и личным временем и пространством. 91% отметили, что на подготовку к урокам тратили больше времени по сравнению с традиционным обучением. По уровню владения ИКТ-навыками 82% опрошенных учителей отметили, что владеют базовым уровнем.
Изучение готовности учителей и учащихся к дистанционному обучению показало достаточно высокий уровень — учителя оценили свою готовность на 72%, учащиеся на 65%. В региональном сравнении наиболее высокий индекс готовности был отмечен в Нарынской области. В то же время по мнению большинства учащихся, учителя испытывали трудности во время дистанционного обучения. Из перечисленных различных сервисов и доступных приложений подавляющее большинство учителей (91%) отметили, что для онлайн обучения использовали WhatsApp и 59% Zoom. Эти и другие факторы повлияли на то, что как учителя (88%), так и учащиеся (86%) предпочли традиционное обучение и не выразили высокого желания переходить к обучению не только в дистанционном формате, но и в смешанном режиме.
Исследование показало, что вынужденный переход на онлайн-обучение во время карантина, вызванного пандемией, не соответствовало образовательным целям, особенно учитывая такие ограничения, как доступность Интернета и технических устройств среди учителей, учащихся и их родителей.
Исследование проводилось с фокусом на уязвимые группы учащихся, проживающих в отдаленных и социально незащищенных районах, в гендерном разрезе и принадлежности к этническим меньшинствам. По данным, полученным в ходе фокус-групповых дискуссий, были озвучены такие проблемы, как ограничения в доступе к техническим устройствам и Интернету; ограниченный доступ к адаптированным цифровым учебным ресурсам для учащихся с инвалидностью; трудности в использовании цифровых технологий среди учащиеся с нарушениями зрения или слуха.
В ходе исследования был изучен вопрос инноваций в образовании в период дистанционного обучения. В презентации были отмечены общественные, частные и волонтерские инициативы, оказавшие своевременную поддержку учителям, учащимся и родителям в преодолении различного рода трудностей, возникших в период дистанционного обучения.
По итогам проведенного исследования и обсуждений на рабочем совещании Министерства образования с участием Таалим-Форум участниками были озвучены рекомендации, направленные на повышение эффективности управления в сфере цифровой трансформации школьного образования, развития цифровой образовательной среды, повышения эффективности использования цифровых образовательных платформ в обучении, продвижения инноваций и расширения сотрудничества в школьном образовании, а также усиления взаимодействия с общественными организациями и частным компаниями.
Проект был реализован в рамках Программы обмена знаниями и инновациями (KIX) при поддержке Глобального партнерства в целях образования (GPE) и Центра исследований международного развития (IDRC), Канада.