В настоящее время в рамках совместного проекта ЕС и ООН «Продвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости» открыты 2-Общинных мультимедийных центра и 5-Мобильных общинных мультимедийных центра. Разница между ними состоит в том, что общинные мультимедиа-центры работают с использованием радио-оборудования и могут подготовить радиорепортаж. А в работе мобильных мультимедиа-центров используются только мобильные телефоны, которые позволяют сельским корреспондентам делать фото-новости, и сюжеты.
Общинные мультимедиа-центры работают в Чуйской области в с.Кара-Суу Жайыльского района и с. Джал Сокулукского района.
Мобильные общинные мультимедиа-центры открыты и функционируют в с.Уч-Коргон Кадамжайского района (Баткенская область), в с.Ооган-Талаа Базар-Коргонского района (Джалал-Абадская область), в с. с.Куланак Нарынского района (Нарынская область), в с.Кызыл-Булак Ноокатского района (Ошская область) и в с.Токтоян Тюпского района (Иссык-Кульская область).
Что такое общинный мультимедийный центр?
Мультимедийный центр означает, что работники этой организации используют в своей работе фото, видео, аудио материалы, текст. То есть они сочетают разные формы в подготовке и подаче информации. Например, для того, чтобы рассказать о проблеме разбитых дорог в селе, можно сделать фотографии этих дорог, автомобилей, которые находятся на ремонте из-за плохих сельских дорог и автовладельцев. Кроме того, необходимо побеседовать (взять комментарии) об этой проблеме, о причинах и последствиях с главой айыл окмоту, с владельцами автомобилей, с другими сельчанами, которые возможно страдают еще и от придорожной пыли, со службой, которая отвечает за состояние дорог и т. п. Затем весь полученный фото и текстовой материал оформляется в статью, т. е. под фотографией плохих дорог может быть текст о протяженности, сколько времени уже дороги в плохом состоянии, в каком селе такие разбитые дороги. Под фото автовладельца могут быть его цитаты о том, что он вынужден тратиться на запчасти и от этого страдает семейный бюджет. Фотографии главы айыл окмоту могут быть подписаны его официальными комментариями по вопросу плохих дорог, в чем причина и какие планы по решению этой проблемы. В итоге, у нас получается информативная (с помощью текста) и визуальная (с помощью фото) подача новости.
Точно также можно сделать материал с использованием диктофона, т. е. записать интервью и оформить его в радиорепортаж. В дополнение, выложить к нему фотографии по теме репортажа. Можно снять и видео о проблеме, а затем подать его в качестве новости в сопровождении авторского текста.
Почему общинный — потому-что в работе общинного мультимедиа-центра участвуют сами сельчане. То есть каждый из жителей села может управлять этим центром, быть его сельским корреспондентом, помогать ему развиваться. Еще одним отличием общинного мультимедиа-центра является то, что он охватывает только одно конкретное село или айыльный аймак. Например, если взять наше ОТРК (общественная телерадиовещательная копрорация), то она охватывает весь Кыргызстан.
Не менее важным является прямое предназначение общинных мультимедиа-центров. Они созданы для того, чтобы все жители села — женщины, дети, люди с ограниченными возможностями, социально-уязвимые, учителя, врачи, фермеры и т. д. могли рассказать о своих проблемах, о том, что их волнует, о том, что они предлагают для решения проблем. Например, такой возможности нет в частных или государственных средствах массовой информации (СМИ). Если взять частные радио, то они ограничиваются узкой аудиторией слушателей. Они чаще всего развлекательного характера и в их эфире только музыка (рок, рэп и др.) В государственных СМИ информация только о работе государственных органов. Общественные СМИ охватывают всю страну, но при этом мало уделяют внимание отдаленным регионам, их проблемам. Общинные мультимедиа-центры, свою очередь, рассказывают об отсутствии лабораторных работ на уроках химии и физики, о разбитых дорогах, о загрязнении питьевой воды, об отсутствии мед.пунктов, о миграции и т. п., о проблемах, которые происходят рядом с сельчанами далеко в регионах страны и волнуют их каждый день.
Какая польза от общинных мультимедиа-центров?
Общинные мультимедиа-центры помогают сельчанам узнать, чем занимается их местная власть. Об этом редко говорят частные или государственные газеты и радио. Обычно, сельские жители узнают о работе местного самоуправления от своих соседей, либо слышат такие новости на улице, на базаре. Чаще всего такая информация недостоверна, либо искаженна. В результате чего у сельчан складывается не всегда хорошее отношение к работе органов местного самоуправления. Местные власти, в свою очередь, не интересуются, что о них думают сельские жители. Такое недопонимание и домыслы между ними иногда приводят к конфликтным ситуациям, мешают развитию сел. Общинные мультимедиа-центры с одной стороны, через подготовку радиорепортажа и фото-новости предоставляют сельчанам возможность высказаться по проблемам, которые их волнуют. Донести эти «голоса» до местной власти. С другой стороны, органы местного самоуправления смогут знать, какие проблемы в селе наиболее важные и требуют скорого решения. Принять во внимание предложения и рекомендации сельчан по разрешению того или иного вопроса. Например, в селе Джал Сокулукского района Чуйской области долгое время на улицах отсутствовало освещение. Сельские корреспонденты общинного мультимедиа-центра, которые и сами являются жителями этого села, осветили эту проблему. Радиорепортаж об отсутствии освещения был озвучен, через установленные в селе громкоговорители, а также в эфире радио «Kloop.kg”. В результате, местные власти прислушались к мнению сельчан, вместе обсудили проблему и пути ее решения. Таким образом, айыл окмоту закупили дорогостоящие плафоны для освещения, а жители взяли на себя их установку и оплату потребляемой электроэнергии (в месяц около 100 сом на несколько домов). Это хороший пример того, как общинный мультимедиа-центр помог сельчанам и местной власти построить диалог и решить проблему в правовом поле, исключая конфликт. Это одно из их предназначений.
Важное значение общинные мультимедиа-центры имеют и для распространения информации о работе айыл окмоту и депутатов местного Кенеша. По закону о доступе к информации местная власть обязана рассказывать гражданам о том, чем занимается в рамках своих полномочий. Но они этого не делают. Нет средств в местном бюджете на организацию такой пресс-службы. Не везде в селах есть газеты и радио, через которые они могут это сделать. Общинные мультимедиа-центры предоставляют им такую возможность. Работники айыл окмоту еженедельно и по мере накопления могут приносить новости о своей деятельности и озвучивать ее, используя технические возможности общинных мультимедиа-центров.
В целом, общинные мультимедиа-центры помогают продвигать добросовестное управление. Сельчане озвучивают свои предложения по решению проблем, а местная власть принимает их во внимание, учитывает при решении вопросов. Иными словами, жители имеют возможность влиять на решения, которые касаются их повседневной жизни. Кроме того, жители села имеют возможность знать о работе органов местного самоуправления, т. е. общинные мультимедиа-центры обеспечивают прозрачность и подотчетность местных властей. Это, в свою очередь влияет на эффективность их работы, отчего зависит развитие айыльных аймаков. В совокупности, в-первую очередь, в селах решаются проблемы наиболее уязвимых слоев населения, голоса которых озвучивают общинные мультимедиа-центры. Тем самым достигается социальная справедливость.
Все материалы общинных мультимедиа-центров можно найти на нашем интернет-портале kyrgyzmedia.com
Валентина Галич, эксперт ЮНЕСКО по развитию общинных СМИ