СЕБЕТ
Я училась на бизнес – менеджера и работала в Малайзии, прилетела в Бишкек на полгода во время пандемии, и в ожидании рабочей визы получила приглашение от знакомых помочь с логистикой маркета «Себет» в декабре 2021 года.
Изначальная идея была соединить фермеров – производителей с потребителями без посредников, чтобы городские жители могли получать фермерскую продукцию, чтобы между ними была прямая и открытая коммуникация.
Мы запустили сайт, где посетители могли найти производителя, сделать заказы, но идея работала слабо, наши потребители хотели пощупать, увидеть цвет, ощутить вкус и запах продукции – и онлайн платформа переросла в настоящий магазин.
Для отбора помидоров, например, мы сотрудничаем с сетью семеноводов «Дыйкан Мурас» Чуйской области, которые выращивают их из натуральных местных семян. Заказы в Бишкеке получаем через нашу страницу в Инстаграме, два – три раза в неделю продукцию привозят утром в наш маркет, их забирают наши покупатели, мы также можем отправить через курьера. Это и есть концепция маркета «Себет» – когда без посредников фермеры развивают уровень услуг, а городские жители получают продукцию в ее лучшем качестве.
Фермерам нужно знать вкус и предпочтения потребителей, никто не объяснял им ранее, какой сорт больше всего любят в городе. В прошлом году мы провели дегустацию томатов для жителей Бишкека, где путем голосования победил сорт «Принцесса».
И это не только про помидоры. Так мы узнали, к примеру, в каком объеме удобнее упаковывать крупы. Фермеры не знали, для кого они выращивают и отправляют на рынки, а покупатели не знали, кто трудился, работал на полях, производил для них эти продукты.
Как мы находим фермеров? Первыми нашими поставщиками стали женщины кооператива «Дыйкан Мурас», одной сетью охватили весь Кыргызстан: из Джалал-Абада мы получали орехи, Ош отправлял рис, Иссык-Куль – сушеные травы.
В апреле мы запустили проект «Корова на балконе» – когда несколько городских семей покупают корову, передают фермерам, которые ухаживают за ней, перерабатывают молочную продукцию и раз в неделю передают в город молоко, кефир, сметану и творог. И эту продукцию семьи будут получать до тех пор, пока не окупятся вложенные деньги, а по завершению проекта корова остается у фермеров. Для нас это идеальная модель социального проекта, и мы хотим, чтобы еще больше семей участвовало в нем.
Мы продвигаем нашу концепцию в соцсетях, у нас есть постоянные клиенты. На этикетках мы пишем, кто именно является производителем данного продукта. Каждая продукция несет в себе историю: откуда ее привезли, кто ее выращивал, кто производил.
Полки в нашем магазине к концу лета оказываются полупустыми – это когда зимняя заготовка закончилась, летняя еще не поступила, но у нас есть лояльные покупатели, которые с нами с самого запуска. Ведь помимо рекламы продукции мы пишем посты об их полезных свойствах. Наши покупатели удивлялись, что в Кыргызстане выращивают зеленую гречку, лён, полбу.
Когда мы только открылись, то были единственными, кто соединил в одну концепцию кофейню и маркет – куда люди могут прийти за фермерской продукцией, купить наш полезный батончик, поесть и выпить кофе. После нас по такой же концепции по городу открылись несколько точек — эта модель бизнеса успешно работает и востребована в городе. Я вижу, как мы делаем то, что подошло нашим жителям и заинтересовало местных предпринимателей.
ЭКСПО
Молодым предпринимательницам нелегко раскрутиться и выйти на уровень самоокупаемости и постоянной прибыли, поэтому я всегда была рада принимать участие в различных мероприятиях, чтобы найти возможных партнеров, клиентов, поставщиков. Мы женщины – предпринимательницы были в поисках нетворкинга, площадок, возможностей и поддержки, и не всегда финансовой.
Так я узнала про EXPO (Airtable — Surveys: Expo 2023) прошлым летом, заполнила онлайн заявку, где подходила под условия: нужно быть женщиной – предпринимательницей, и у проекта должна была быть своя уникальность.
Как отобранные участники в рамках EXPO мы прошли обучение и консультации по финансам, отчетам, маркетингу, разработке стратегии осенью 2022 года. Само мероприятие проходило в два этапа: в первый день все предпринимательницы участвовали в масштабной выставке, а на второй день мы уже «питчились» (провели презентацию своей идеи, компании) перед инвесторами и финансовыми учреждениями. Некоторые участницы в тот же день получали предложения о сотрудничестве.
Во время подготовки я познакомилась с предпринимательницами со всех наших областей. Мы слышали друг друга, мы видели наши слабости и сильные стороны. Были щедры на советы и моральную поддержку! Да, не все тогда получили финансовое предложение, но это была крутая возможность показать самих себя, и увидеть, куда нам можно расти.
Позже в середине 2023 года с каждой страны были отобраны и приглашены по 2 участницы для регионального EXPO Capital Quest в Стамбуле. К нему нас готовил уже региональный офис «ООН-женщины». Как презентовать свой проект? Что лучше выдвинуть на первый план? Как лучше показать финансовую картину своего бизнеса?
Я познакомилась с предпринимательницами из стран Центральной Азии и Европы, и были проекты, которыми я искренне восхищалась. Например, хорошо запомнила девушку из Грузии, которая производит деревяные игрушки для детей. Соединив два сильных фактора в их производстве – игрушки были экологически чистые и развивающие – она вышла на другой уровень, и теперь получает заказы на обустройство детских садов, площадок, производит деревяные горки и качели.
Я не увидела большую разницу между предпринимательницами из разных стран, просто кто-то был больше уверен в себе, у кого-то было меньше опыта общения с инвесторами, кому-то было намного легче выступать на английском.
После регионального EXPO я поняла, что если предпринимательница идет целенаправленно за инвестициями, то у ее бизнеса должен быть хороший потенциал. Инвесторам надо показать, что у твоего бизнеса есть будущее. Надо показать устойчивую финансовую картину своего бизнеса: чем яснее, сколько вы вложили, сколько работаете, кто ваш конкурент, кто ваш потребитель, каковы именно ваши преимущества, тем лучше.
Но также не нужно уходить только в деньги, нужно развивать себя, учить английский язык, чтобы знать мировые тренды. Как предпринимательнице, важно все продумывать своевременно, и делать предложение рынку в нужный момент.
Новым участницам EXPO 2023 из нашей страны я посоветую не бояться и смело презентовать свой проект, ведь мы тратим свои время, знания и энергию. Уважайте свои инициативы и идеи, превращайте их в бизнес, и просите инвестиции на ваши глобальные мечты и планы.
***
Выставка Women’s Entrepreneurship EXPO, запущенная в 2021 году, представляет собой уникальную партнерскую платформу для содействия созданию экосистемы женского предпринимательства в регионе Европы и Центральной Азии. ЭКСПО предоставляет интерактивное пространство для женщин-предпринимателей, инвесторов и представителей частного сектора для создания сетей и сотрудничества, взаимного обучения, генерации идей, наращивания потенциала и развития бизнеса.
Для участия в ЭКСПО текущего года, пожалуйста, пройдите по ссылке и оставьте свою заявку до 31 августа: Airtable — Surveys: Expo 2023.