Общеизвестно, что в июне 2013 года технический специалист ЦРУ США Эдвард Сноуден сообщил мировым СМИ о секретных программах АНБ США по сбору данных о телефонных звонках и интернет трафике частных абонентов, что является грубым нарушением гражданских прав и неприкосновенности частной жизни. Теперь американскому суду вновь придется решать вопрос о том, что более опасно для общества – распространение Сноуденом информации о секретных программах ЦРУ или посягательство спецслужб на гражданские права законопослушных граждан. Ранее в США разразился скандал с общеизвестным теперь сайтом Викиликс. Эти события свидетельствует о том, что борьба гражданского общества за прозрачность государственной системы происходит не только на постсоветском пространстве, но и в странах развитой демократии.
Еще президент США Кеннеди однажды произнес следующие слова:
«Само понятие секретность противоречит свободному и открытому обществу. Мы по своей природе и исторически – народ, противостоявший секретным обществам и закрытым собраниям. По всему миру нам противостоит монолитный безжалостный заговор, который тайными средствами расширяет свою сферу влияния, просачиваясь вместо вторжения, свергая власть вместо выбора, и запугивая вместо свободы. И эта система, мобилизовав многие человеческие и материальные ресурсы, построила крепкую, высокоэффективную машину, которая осуществляет военные, дипломатические, разведывательные, экономические, научные и политические операции. Их подготовка держится в тайне от публики, их ошибки скрываются, а не оглашаются, она молчаливо наступает, не считаясь с расходами и слухами, не разглашая секретов. Поэтому в Древних Афинах был закон, который запрещал гражданам избегать публичной полемики. Я прошу вашей помощи в важном деле информирования и предупреждения народа Америки. Уверен, что с вашей помощью люди станут такими, какими рождены, свободными и независимыми».
Ширится общемировое движение за прозрачность государственных систем. Право на доступ к информации изначально было предусмотрено, как неотъемлемая составляющая права на свободу выражения мнения, и использовалось, в основном, для защиты журналистов от санкций за распространение официальной информации, представляющей общественный интерес, но полученной неофициальным путем. Но со временем это право стало приобретать самостоятельное значение, более четко обозначились позитивные обязательства государства обеспечивать доступ к информации, не только журналистам, но и гражданам.
В декабре 2004 г. специальный докладчик ООН по свободе мнения и убеждений, представитель по свободе СМИ Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и специальный докладчик Организации американских государств издали совместную декларацию, которая включила следующее заявление: Право доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов, является фундаментальным правом человека, которое должно быть осуществлено на национальном уровне посредством всеобъемлющего законодательства, основанного на принципе максимального раскрытия информации, устанавливающего положение о том, что вся информация является доступной, за исключением узкой группы, доступ к которой обоснованно ограничен.
Право на свободу информации признано во всех трех региональных системах защиты прав человек . Комитет министров Совета Европы в 2002 году принял Рекомендацию по доступу к официальным документам. Ширится глобальное движение за бюджетную прозрачность, подотчетность и гражданское участие. Глобальное движение за бюджетную прозрачность, подотчетность и гражданское участие (BTAP) было создано специально, чтобы продвигать идею об открытости бюджетного процесса. BTAP — это активное движение, в котором представлен широкий круг активных людей и организаций, работающих в сфере государственных финансов и бюджетной подотчетности по всему миру. Более 100 организаций гражданского общества из более чем 50 стран и 12 международных организаций присоединились к Движению посредством присоединения к тезисам, изложенным в Дар Эс Салаамской Декларации «о бюджетной прозрачности, подотчетности и гражданском участии» принятой 18 ноября в 2010 год.
Международная организация «International Budget Partnership» (Международное бюджетное партнерство) разработало методологию расчета уровня (индекса) бюджетной прозрачности и в настоящее в 100 странах, как развитых, так и развивающихся, проводят исследования доступности бюджета страны для граждан в соответствии с данным рейтингом . Методология выявления индекса разработана основе рекомендаций документа Оптимальные подходы государств-членов ОЭСР к обеспечению прозрачности государственного бюджета. Кыргызстан с 2008 года участвует в данном исследовании, а наши исследователи являются активными участниками глобального движения за бюджетную прозрачность (BTAP).