Право на доступ к информации важнейший рычаг совершенствования государственного управления. Государственная система, в которой это право обеспечивается, обладает следующими преимуществами:
1. Осведомленность граждан о деятельности и политике государственной власти и предпосылках тех или иных решений расширяет общественную поддержку этих решений, снижает степень неудовлетворенности ими и количество связанных с этим конфликтов и недоразумений.
2. Жесткая предопределенность обнародования властных решений в большей степени мобилизует власти на поиск решений наиболее обоснованных, сбалансированных между различными интересами и мнениями и повышает степень доверия к власти.
3. При прозрачной государственной системе любой чиновник знает, насколько трудно скрыть от общественности различные нарушения, и это знание само по себе удерживает его от их совершения, а если не удерживает, инструменты доступа к информации позволяют более эффективно выявлять факты злоупотреблений и коррупции.
4. Свободное движение информации, не позволяя скрывать проблемы, вырабатывает в государственной системе качества гибкости и мобильности, способность к освоению новых путей и отражению новых угроз и тем самым стимулирует государственную систему к постоянному совершенствованию.
Если общество не знает, как осуществляется власть, тогда и власть не знает, что происходит в обществе. В такой ситуации бюрократический аппарат государства способен формировать настроения и предпочтения верховной власти, представляя не объективную информацию, а такую, как ей хотелось бы услышать. В критической ситуации не информированная или дезинформированная власть действует неадекватно, а не информированное или дезинформированное общество — благодатная почва для распространения в нем определенных настроений и мнений определенными группами в своих корпоративных интересах. Живым примером дезинформированности верховной власти о том, что происходит в обществе, являются политические перевороты в Кыргызстане 2005 и 2010 годов. В обоих случаях, когда, оппозиция уже мобилизовала значительные человеческие ресурсы для переворота, действующие президенты пребывали в уверенности, что они пользуются поддержкой гражданского населения. Доклады ближайшего окружения президентов только укрепляли их в этой уверенности.
Право на доступ к информации не является абсолютным правом и подлежит разумным ограничениям на основании закона и если это необходимо для «уважения прав и репутации других лиц» и «для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения» . Как практически осуществлять это требование «на основании закона и по необходимости» расшифровала международная организация «Статья-19». Она сформулировала три принципиальных условия, при одновременном наличии которых, распространение информации может ограничиваться. Соблюдение этих условий обеспечивает баланс между общественным интересом и интересами охраняемых тайн. Итак, доступ к информации может быть ограничен в следующих случаях:
1. если интересы и ценности, на которое ссылаются власти, ограничивая раскрытие информации, охраняются законом (принцип законности).
2. если раскрытие информации нанесет существенный вред охраняемому законом интересу (принцип оценки вреда).
3. если вред от раскрытия информации более опасен для общества, чем вред от неудовлетворения общественного интереса (принцип приоритета общественного интереса).
Принцип законности подразумевает, что нельзя ограничивать распространение информации в интересах, которые не предусмотрены законом.
Принцип оценки вреда подразумевает, что распространение информации может быть ограничено в том случае, если раскрытие информации по логике причинно-следственной связи приведет к существенному вреду охраняемому законом интересу. Этот принцип важен для того, чтобы государство не могло сокрыть информацию, формально сославшись на охраняемый законом интерес, хотя разглашение это информации никоим образом не угрожают ему.
В соответствии со статьей 3 Закона «О защите государственных секретов» одним из принципов засекречивания является «принцип обоснованности — определение целесообразности засекречивания информации путем экспертной оценки в интересах государства и граждан». Таким образом, путем экспертной оценки должно выясняться, действительно ли распространение информации угрожает интересам обороноспособности, безопасности, экономических и политических интересов или может нанести ущерб Вооруженным силам. Такая оценка обязательна для соблюдения принципа соразмерности ограничений прав и свобод. Кроме того, экспертная оценка должна быть доступна общественности, потому что разглашение причин, по которой та или иная информация засекречена, не несет никаких угроз интересам безопасности и государства. При наличии экспертной оценки власти могут представлять аргументированные возражения на гражданские или иные запросы о предоставлении сведений, содержащих секретную информацию. Но, к сожалению, практика засекречивания информации в Кыргызской Республике противоречит требованиям законодательства. Отказы в предоставлении информации обосновывается формальными ссылками на государственные секреты или тайну частной жизни.
Приоритет общественного интереса особенно актуален при разрешении вопроса о доступности данных частного характера в отношении публичных политиков и высших должностных лиц. Сведения о доходах, обстоятельствах семейной жизни, здоровье и иных данных частного характера охраняются законом, как тайна частной жизни. Но публичные политики, высшие государственные должностные лица во многих случаях уже не могут прятаться за тайной частной жизни, они должны более терпимо относится к интересу общественности к их доходам, расходам и иным обстоятельствам частной жизни. У граждан интерес в том, чтобы знать, что за личность, с какими нравственными устоями, управляет делами общества и стоит ли ему доверять принимать решения и распоряжаться государственной казной.
Текст взят из практического пособия «Проактивный гражданский контроль»