03.09.2013 11:26 — Аналитика, Кыргызстан
Эксперт по развитию общинных СМИ делится своим видением роли общинных средств массовой коммуникации в решении актуальных вопросов в регионах.
Валентина Галич, Голос Свободы, Бишкек
На прошедшем в столице Кыргызстана Центрально-Азиатском Медиа-форуме Азиатско-Тихоокеанского союза вещателей (ABU), в качестве ключевого игрока в национальной медиа среде уверенно заявили о себе общинные медиа. Начиная с 2011 года в Кыргызстане, в рамках совместного проекта ЕС и ООН «Продвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости», их было запущено семь. Они призваны улучшить доступ к информации среди населения пилотных муниципалитетов.
Право знать о происходящем
Граждане, практически ежедневно, используют средства массовой информации – где это возможно: смотрят ТВ, все чаще и чаще извлекают необходимую информацию из Интернета, читают газеты, слушают радио. И при этом, у них большие ожидания от средств массовой информации. Конечно, многим из них СМИ нужны всего лишь для развлечения, но при этом, большинство граждан надеется, что будут достоверно информированы из СМИ обо всем важном, что происходит в обществе.
Если принимается новый закон, если суд рассматривает важнейшее дело, если грядет стратегическое решение в экономике, если должностного лица обвиняют в коррупции – народ ждет, что вся эта информация будет предоставлена ему через СМИ. Но ожидания не всегда оправдываются.
Погоня за более высоким рейтингом у зрителей, слушателей и читателей проявляется в манере изложения новостей и текущих событий. Подача новостей, отбор документальных материалов, предлагаемых СМИ своей аудитории, отличаются сенсационностью, скандальностью, изобилием банальщины. Как следствие, серьезные новости, в СМИ занимают все меньше места. Кроме того, в национальных СМИ отсутствует желание покрывать расходы общественных служб вещания, которые работают в регионах. Процесс коммерциализации губит многообразие программ, вытесняя программы, посвященные различным меньшинствам, культуре, экологии и т. п. При этом больше всех теряет общественность – она теряет свои источники информации.
В более изощренной форме осуществляется и цензура. Это происходит уже не путем правового преследования, а через капиталистические субъекты. Контроль за СМИ на национальном уровне по-прежнему сосредоточен в руках немногих частных собственников, либо находится в монопольном владении правительства. И они довольно эффективно контролируют тексты и изображения, через которые граждане вынуждены познавать мир. Вместо демократического разнообразия населению предлагается бесконечное множество вариаций одного и того же «товара» с небольшими различиями в «упаковке».
Службы общинного вещания
В отличие от государственных и коммерческих СМИ, которые превалируют в стране и ограничиваются, ввиду контента, узкой целевой аудиторией, общинные медиа, как средство массовой коммуникации, предоставляют голос «безголосым», служат рупором для всех сегментов общины. Граждане имеют возможность озвучить свое мнение по касающимся их решениям, будь то учителя, врачи или люди с ограниченными возможностями. Таким образом, общинные медиа освещают проблемы, с которыми граждане сталкиваются у себя дома каждый день — доступ к воде, к образованию, к медицинской помощи, миграция, права женщин и детей и т.п.. Благодаря им, всей стране становится известно об их бедах, что подталкивает к началу национального обсуждения.
В последние несколько лет, общинные медиа все уверенней заявляют о себе. В стране поступательно увеличивается их количество. Партнером ЮНЕСКО, ОФ «Клооп Медиа», в августе 2013 года были запущены мобильные общинные мультимедиацентры (МОМЦ). Предварительно, был произведен конкурсный отбор среди пилотных муниципалитетов проекта ЕС и ООН «Продвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости». Главными критериями для создания МОМЦ стали наличие необходимого помещения, доступа в интернет, активная гражданская позиция и опыт общественной работы. Таким образом, были определены пять пилотных сел, где такие центры открыты. Свою деятельность мобильные общинные мультимедиацентры осуществляют с использованием сотового телефона Galaxy S2 Plus на базе Android. Посредством этого устройства персонал МОМЦ подготавливает новости с мест о событиях, проблемах, которые волнуют местное сообщество. Для этого, IT-специалисты ОФ «Клооп Медиа» оснастили мобильное устройство необходимыми техническими возможностями, позволяющими создавать и публиковать материал в формате новостей, фоторепортажей на страницах единственного в стране интернет-портала общинных радио и мультимедиацентров kyrgyzmedia.com.
Вместе с этим, с 2012 года запущены и работают 2-общинных мультимедиацентра (ОМЦ) в Чуйской области, в с.Джал Сокулукского района и с.Кара-Суу Жайыльского района. Они оснащены всем необходимым студийным оборудованием для производства аудио-монтажа, звукозаписи и вещания. Самые актуальные новости из жизни сел, информация медицинского и социального характера, результаты работы ОМСУ (органы местного самоуправления) и местных кенешей доводится до местного населения посредством громкоговорителя, который установлен на территории айыльного аймака (сельский округ). В перспективе, возможна регистрация общинных мультимедиацентров в качестве юридического лица в Министерстве юстиции КР. Это еще больше укрепит их институциональные позиции в мультимедийном пространстве. По критериям Международной Программы Развития Коммуникаций (МПРК) ЮНЕСКО, в селах Джал и Кара-Суу нет необходимости в создании общинного радио, в регионе вещает несколько коммерческих радиостанций. Однако, у них большие возможности развития себя в качестве цифрового радио, через kyrgyzmedia.com.
Помимо этого, после прохождения юридической регистрации по всей стране будут открыты еще 5-общинных радиостанций.
В создании, управлении и процессе работы общинных медиа участвуют представители местного сообщества, на территории которого распространяется действие данной службы вещания. Принятие решений в общинных медиа осуществляется коллегиально, с демократическими элементами управления. В каждом общинном медиа сформированы советы общины из представителей местного населения, которые совместно обсуждают и принимают решения, как по тематике материала, так и по развитию медиа.
Все должно быть на виду
Понятие «власти» или «правительства» включают в себя огромное количество различных государственных, муниципальных органов и учреждений, которые принимают решения и меры по их реализации. Эти «незаметно» принимаемые решения и дальнейшие действия (бездействия) очень важны для людей, т. к. напрямую влияют на их жизнь. Доступ к информации о том, что происходит в недрах того или иного государственного органа является очень важным в обеспечении гражданам возможности реализовать право голоса и вступать в диалог относительно решений, влияющих на их жизнь. Кыргызстан взял на себя такие обязательства.
В статье 20 закона КР «О доступе к информации, находящейся в введении государственных органов и органов местного самоуправления» утвержден перечень информации, которую государственные органы сами обязаны доводить до сведения населения. В перечне оговорено 36 пунктов и он не является исчерпывающим. В 2007 году был подписан указ президента КР о реализации данного закона, который предписывает, что государственным органам и органам местного самоуправления необходимо определить в своем составе структурные подразделения с закреплением за ними функций по непосредственному предоставлению информации населению и назначить ответственных лиц за реализацию указанных полномочий.
Кроме того, статья 21 этого закона четко прописывает, что пресс-службы государственных органов и органов местного самоуправления, а также служащие, ответственные за информационную работу с населением, обязаны снабжать редакции средств массовой информации сведениями и материалами о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления. Иными словами, при местных кенешах (советах), айыльных аймаках должны были быть организованы, своего рода, пресс-службы с закреплением конкретного человека, отвечающего за ее функционирование. Функционирование в том смысле, что ОМСУ должны через установку информационного стенда или выпуск печатного информационного вестника, либо публикации в СМИ обеспечить население информацией о делах местного значения. Но все это требует существенных финансовых средств из местного бюджета, которых всегда не хватает, и поэтому эти информационные службы функционируют только в профильных ведомствах в столице, на областном уровне.
Роль общинных медиа
Согласно директивному документу ПРООН «Управление в целях устойчивого человеческого развития» добросовестное управление способствует верховенству права и гарантирует, что политические, социальные и экономические приоритеты основаны на широком консенсусе в обществе и что, голоса бедных и наиболее уязвимых граждан учитываются в принятии решений по распределению ресурсов развития.
Кроме того, оно основано на совместных подходах и принципах прозрачности, подотчетности, эффективности и справедливости. И здесь заключается огромная роль общинных служб вещания. Опираясь на их готовую материально-техническую базу, ОМСУ смогут не только довести информацию до сведения населения, но и получить обратную связь, выстроить диалог по вопросам, местного значения.
Являясь диалоговой площадкой для обсуждения местных проблем и улучшения их решения, общинные медиа способствуют привлечению местных сообществ к участию в государственном управлении. Они отражают интересы гражданского общества и продвигают интересы целевых групп. Прямое участие местных сообществ в этом коммуникационном процессе улучшает обмен информацией о государственных и муниципальных услугах.
Общинные медиа являются проводниками информации о регламентах, стандартах и нормах предоставления государственных/муниципальных услуг, что в свою очередь является одним из важных элементов, влияющих на их качество. Открытость и доступность этой информации расширяют доступ к государственным/муниципальным услугам, а также дают возможность потребителям услуг знать о своих правах и обязанностях и оценивать качество предоставляемых услуг. В свою очередь, государство через эту обратную связь имеет возможность совершенствовать систему предоставления услуг, т. е. практически и добросовестно решать проблемы наиболее уязвимых слоев населения.
Валентина Галич, эксперт ЮНЕСКО по развитию общинных СМИ, проект ЕС и ООН «Продвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости».
В материале использованы информационные материалы ЮНЕСКО и ПРООН.
Адрес статьи: http://vof.kg/?p=11568