23.09.2013 14:14 — Аналитика, Кыргызстан
Граждане не получают муниципальные услуги, потому что не знают как получать их, а местные власти не оказывают этих услуг, ибо не знают, как их предоставлять.
Валентина Галич, Голос Свободы, Бишкек
Правовые проблемы на селе чаще всего связаны с доступом к информации, с услугами государственной регистрации недвижимого имущества, с вопросами определения границ земельных участков, потравы и порчи посевов. Необходимый минимум информации о содержании и источниках этих государственных и муниципальных услуг до сельчан не доводится. Такой вывод сделали работники ОФ «Фонд развития права и бизнеса».
В рамках совместного проекта ЕС и ООН «Продвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости» они оказывали правовую помощь населению Орокского айыльного аймака Чуйской области.
Как помогали людям
Самостоятельно в законах люди не разбираются, а нанять квалифицированного юриста нет денег, поэтому ситуация иногда доходит до того, что женщина может остаться на улице с несовершеннолетними детьми.
Как рассказала гражданка И., 12 лет, назад она получила землю. Оформить документы решила сделать позже. т. к. посчитала, что теперь этот участок и так принадлежит ей. Через некоторое время умер муж. Были большие траты на похороны. Оформление документов на землю пришлось опять отложить. А потом все деньги уходили на строительство дома, которого женщина боялась не достроить без поддержки мужа.
В хлопотах, переживаниях и вовсе забыла про документы не только на землю, но и уже для построенного на участке дома. Вскоре, неожиданно сосед заявил о каких-то своих правах и потребовал ее освободить земельный участок.
«В айыл окмоту (сельская управа. – прим. ред.) толком ничего не объясняют, бывший сосед выселяет нас из дома, а адвокаты сразу просят денег. Случайно узнала о юристе, оказывающего консультации в рамках проекта «Продвижение добросовестного управления…», и решила обратиться туда. Мне объяснили мои упущения и весь процесс дела. Если бы не компетентная, бесплатная консультация юриста, то, наверное, до сих пор не поняла бы своей ошибки…», — говорит она.
За полтора месяца юристы проекта объехали все 6 сел прилегающие к айыл окмоту. Жителям предоставили бесплатные устные, письменные и групповые правовые консультации. Порядка 80 сельчан просветили в вопросах их прав, обязанностей, законодательным норм и помогли подготовить запросы к местным властям, заявления в суд, прокуратуру, госрегистр и нотариальную контору.
Особое внимание уделяли защите прав социально-уязвимых слоев населения. А в случаях выявления грубых нарушений законных прав и свобод граждан, такие заявления передали региональному представителю акыйкатчы (омбудсмена) Кыргызстана по Чуйской области Тойгонбаю Джаанбаеву.
Одно из них связано с незаконным отчуждением земельного участка, принадлежащего гражданке И. и ее родственникам, двое из которых являются лицами с ограниченными возможностями. Запрос в районный суд показал, что ранее было установлено: спорный земельный участок действительно отчужден незаконно. Неоднократно гр. И. пыталась в айыл окмоту выяснить, когда это произошло. Но все впустую, местная власть молчала. Было очевидно, что в сельской управе поддерживали своего бывшего коллегу, т. к. еще и всячески мешали сбору необходимых по делу документов.
«Мы уже решили оставить все как есть, понимая, что глава айыл окмоту все равно всех подкупит», — говорит она.
Но решить проблему помог юрист проекта. С его помощью И. добилась выдачи копии незаконных документов о купле-продажи земли и теперь может смело обращаться в суд, чтобы их оспорить.
«Если бы не консультация юриста, мы, наверное, уже оставили бы это дело, и наша земля перешла бы к бывшему главе айыл окмоту. Особую надежду мы возлагаем на представителя омбудсмена, который согласился взяться за наше дело», — говорит она.
Извечный вопрос: кто виноват?
Как показала практика, создают правовые проблемы, в большинстве случаев, нарушения, допускаемые работниками айыл окмоту. По словам гражданки К., земельный участок, принадлежащий ей и еще 35 гражданам, был передан без их согласия в аренду на основании договора, заключенного между айыл окмоту и третьим лицом.
При этом, как утверждает гражданка К., у айыл окмоту не было надлежаще оформленного поручения или доверенности для совершения данной сделки (имеющиеся в деле доверенности являются поддельными). Между тем гражданка К. на протяжении длительного времени не может получить правоустанавливающих документов на земельный участок.
Как рассказали юристы проекта, в соответствии со статьей 20 закона КР «О местном самоуправлении» ОМСУ (орган местного самоуправления) может совершать нотариальные действия при выдаче гражданам документов, удостоверяющих их личность, семейное, имущественное положение, и иных документов. Однако ОМСУ не выполняют эту функцию, поскольку не знают процедур их совершения. При этом, ни государственная нотариальная контора, ни сотрудники районного ЗАГСа не проводят обучение и не работают с сотрудниками айыл окмоту по данным вопросам.
Правовая безграмотность работников ОМСУ, по мнению юристов проекта, влияет и на развитие сел в целом. Как следует из их отчета, сотрудники айыл окмоту пропустили сроки для применения норм закона КР «Об освобождении от уплаты финансовых санкций и пени, начисляемых за несвоевременную уплату страховых взносов» и тем самым лишили сельчан возможности воспользоваться льготами, предоставляемыми этим законом.
Кроме того, в 2009 году суд удовлетворил иск Орокского айыл окмоту (АО). Однако работники сельской управы не сделали ничего для исполнения решения суда.
«Таким образом, из-за некомпетентности своих сотрудников, Орокский АО потерял более миллиона сомов, которые, несомненно, позволили бы решить многие проблемы в сфере предоставления услуг (например, ремонт внутренних дорог и т.д.)», — говорится в отчете.
Вместе с этим, массу проблем правового характера и, как следствие нарушение прав сельчан, порождают и несовершенство действующего законодательства. По словам юристов проекта, одной из основных задач государственного регистра является проведение землеустроительных работ, а также оформление, выдача и регистрация право-удостоверяющих документов на недвижимое имущество, включая земельные участки. Однако при этом фиксирование границ им не производится.
Таким образом, неопределенные границы очень часто нарушаются сельчанами в процессе пользования землями, при этом доказать факт нарушения границ на практике очень сложно, т.к. в действующем законодательстве процесс установления фиксированных границ не регламентирован.
Что можно улучшить
Судя по содержанию обращений, сельчане зачастую попросту не имеют понятия о том, как и куда обращаться со своими проблемами. Поэтому, как считают юристы проекта, прежде всего им самим необходимо научится обжаловать действие и/или бездействие местной власти.
Для самого Орокского айыл окмоту ими было рекомендовано разработать и принять Положение о порядке рассмотрения обращений граждан, в котором должны быть определены порядок приема и сроки рассмотрения обращений, учет и отчетность по заявлениям и другие обязательные нормы, направленные на улучшение работ в этом направлении.
Кроме того, наладить более тесное сотрудничество с уполномоченными государственными органами. В соответствии с требованиями законодательства уполномоченные органы обязаны оказывать содействие органам МСУ по выполнению делегированных государственных полномочий, в связи с чем АО необходимо обратиться в соответствующие органы с предложениями о проведении обучения и кураторства по выполнению делегированных полномочий. А также, разработать и принять нормативно-правовой акт местного значения, предусматривающий порядок формирования очередности лиц, желающих получить земельный участок.
Исполнители пилотного проекта выразили надежду, что практическая реализация рекомендаций позволит не только улучшить взаимодействие между потребителями и поставщиками государственных и муниципальных услуг, но и положительно повлияет на их качество.
Валентина Галич, Голос Свободы, Бишкек
Иллюстрация из сайта:www.900igr.net
Адрес статьи: http://vof.kg/?p=11853
При подготовке статьи был использован отчет ОФ «Фонд развития права и бизнеса» по пилотному проекту «Оказание правовой помощи населению Орокского айыльного аймака», реализованного в рамках совместного проекта Европейского Союза и ООН «Продвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости».