Сегодня хорошо узнаваемая маркировка с религиозной символикой встречается не только на продукциях, но даже в сфере услуг. С каждым годом халал индустрия расширяет свою зону охвата, открывая новые возможности для малого и среднего бизнеса. Но не все так однозначно в этой сфере, как кажется на первый взгляд.
В Кыргызстане действует два центра халал сертификации. Первый из них, Национальный центр развития халал индустрии, который в самом начале своей деятельности с 2012 по 2014 годы работал при Духовном управлении мусульман. С 2014 года Центр действует самостоятельно как частное предприятие.
Второй из них, Центр стандартизации и метрологии при Министерстве экономики и коммерции КР, действующий с 2016 года. Центр работает в тесном взаимодействии с Духовным управлением мусульман. Сертификат выдается на один год, потом продлевается, если продукция соответствует техническим регламентам, в том числе жестким ветеринарным нормам, если речь идет о мясной и пищевой продукции, только потом уже идет проверка по шариату.
В Кыргызстане национальный халал стандарт КМС 1500:2011 принят на основе малазийского. Такую сертификацию уже прошли свыше 14 частных предприятий. Цифра не впечатляет, учитывая объемы даже нашей экономики. Наверное, потому что не все готовы соблюдать требования халал, которые помимо религиозных предписаний имеют жесткие санитарные нормы. Недостаточно быть мусульманином или произнести молитву при забое скота, нужно соблюсти определенные правила.
Наличие разных центров по сертификации халал создает путаницу как для потребителя, так и для производителя. Отсюда дилемма, какой сертификат взять и кому доверится. Отсутствие единой системы сертификации, которую признавали бы все, одна из существенных проблем, тормозящих развитие национальной халал индустрии.
Такая сертификация имеет четкое религиозное происхождение. Это обстоятельство создает трудности для государственных органов в ее лоббировании на национальном уровне, в Кыргызстане религия отделена от государства. Частично этим объясняется тот факт, что халал индустрия все еще на уровне стартапов, законопроект “О халал-индустрии в Кыргызской Республике” все еще не принят, хотя был вынесен на общественное обсуждение в апреле 2021 года.
Этой неопределенностью пользуются недобросовестные производители, наклеивающую самодельную этикетку с ярко выраженной религиозной символикой на свою продукцию, не прошедшую соответствующую проверку. Так как сертификация носит добровольный характер из-за религиозного происхождения, сложно контролировать процесс. Отсюда многочисленные случаи, когда продавцы и производители вводят в заблуждение потребителя.
Особенно это касается мясной и пищевой промышленности. По всей стране стихийно работают десятки мини-цеха по забою скота, не отвечающие элементарным санитарным нормам. Очень часто забой происходит просто на улице или в прилегающих к мясным павильонам территориям. Перевозка тоже оставляет желать лучшего. По данным Министерства экономики и коммерции КР, по стране зарегистрированы 69 убойных пунктов, большинство из них не отвечают санитарным требованиям.
Поэтому время от времени в социальных медиа распространяются шокирующие видео с грязными убойными цехами, где царит антисанитария и даже бегают крысы. Потом как правило появляются сообщения о том, что якобы весь объем мясного фарша производится из мертвечины.
По мнению специалистов Министерства экономики и коммерции КР, сертификация решила бы многие проблемы, в том числе по защите прав потребителей, отслеживанию происхождения продукции и усилило бы борьбу с контрафактной продукцией.
Кульминационным моментом в развитии национальной халал индустрии стала выдача первого сертификата халал на убой скота компании ОсОО “ТORO” в августе 2016 года. Сегодня компания успешно экспортирует в Иран сотни тонн свеже забитой баранины. Пока это единственная компания, которая прошла отбор и проверку.
В некоторых странах халал индустрия уже давно не рассматривается как религиозная норма. Это динамично развивающая отрасль, даже в таких странах, где мусульмане не являются большинством населения. К примеру, это Аргентина, Австралия, Канада, Великобритания, Таиланд и другие. Бразилия и Австралия являются крупнейшими поставщиками мяса в мусульманские страны на Ближнем Востоке. Согласно данным малазийского издания, посвященного халал индустрии сегодня свыше 16 процентов глобального рынка продуктов питания составляет халал продукция.
Алмаз Исманов
На снимках мясной павильон на Ошском базаре в Бишкеке. Автор фото Азаттык Медиа