В течение трех месяцев мы проводили исследование, чтобы узнать, насколько оправдан стереотипный образ сельской женщины, как “необразованной домохозяйки”. Для этого, мы провели опросы женщин из регионов и встречались с гендерными экспертами (все ответы были предоставлены респондентами на условиях анонимности — примеч.авторов).
Проанализировав полученные ответы мы узнали, что большинство опрошенных женщин смогли продолжить учебу после замужества, имеют высшее образование, получили профессию своей детской мечты и работают по специальности. Но, все это происходит в условиях экономической зависимости от родственников и стереотипных установок общества.
Образ сельской женщины
В настоящее время, в сельской местности проживает 63% женского населения республики. Образ сельской женщины в понимании нашего общества достаточно предсказуемый и стереотипный. Когда исследователи предложили людям выбрать из списка слова, которые, по их мнению, наилучшим образом отражают сельскую женщину, то среди пяти наиболее часто упоминаемых позитивных характеристик сельской женщины были названы – «семейная», «трудолюбивая», «сильная» женщина, являющаяся «домохозяйкой», которая «нацелена только на семью». В числе негативных характеристик было отмечено, что сельская женщина «неопрятная», без сопротивления принимает любую ситуацию, «не следит за здоровьем» и «малообразованная».
Большое влияние на формирование таких стереотипных установок в отношении сельской женщины оказывает сельский уклад жизни: скудная инфраструктура, глубокая традиционность, высокий уровень религиозности, сложности быта (отсутствие водопровода, горячей воды, центрального теплоснабжения, тяжелый физический труд).
Для жизни сельской женщины характерны свои особенности, но несмотря на стереотипные установки, как нам удалось выяснить, они стремятся получить образование, стремятся к самореализации и к карьерному росту.
Кроме того, почти 300 опрошенных женщин из 1016 прошли дополнительные курсы компьютерной грамотности, языковые курсы, парикамахера, визажиста, кондитера, швеи, SMM-специалиста, и т.д. Есть и те, которые открыли свое дело.
Когда на выбор профессии влияют стереотипы
В целом, опрос показал, что женщины в регионах образованные. Но для этого им приходится совмещать работу и домашний быт. А при выборе профессии, даже если это их детская мечта, помимо возможности трудоустройства по месту проживания, они в значительной степени опираются и на свои стереотипные установки, и считают, что девушкам лучше работать – учителями, медиками, швеями, парикмахерами, поварами, и т.п. Никто из опрошенных женщин не назвал науку, технологии, коммуникационные, инновационные сферы в качестве потенциальных мест учебы или работы.
Цитата респондентки: «Девушке лучше быть учителем или дизайнером. Так она сможет половину дня работать, а затем заботится о своих детях».
Гендерные эксперты отмечают, что выбор будущей профессии также зависит и от того насколько сами девушки обладают знаниями и навыками профориентации. В школах есть профориентация, но формальная, поэтому у девушек нет ориентиров, кем они хотели бы стать в будущем. «В 16-17 лет дети могут не знать, как оценить перспективы той или иной профессии. Родители судят по своему мнению и тоже могут неправильно направить. Нужно не только предоставлять ребенку выбор, но и помочь сделать выбор или хотя бы показать весь возможный спектр. Отсутствие знаний и ориентиров, консультаций — создают для девушек дополнительные барьеры».
Когда за обучение платят родственники
Будущая специальность – это совместный выбор родителей и незамужней девушки. При этом, выбор зависит не только от желания девушки получить ту или иную профессию, но и от стоимости контракта в учебном заведении, уровня доходов самой семьи.
Опрос показал, что за обучение 570 из 1016 опрошенных женщин платили их родственники — собственные родители, старшие братья, муж, родители мужа. Эта экономическая зависимость тоже влияет на выбор их будущей специальности, и на получение высшего или средне-специального образования, в целом. При этом, выбор будущей профессии в такой ситуации также сопровождается стереотипным мышлением родственников. Выбирая, они акцентируют внимание на ее пол, а не на способности. Кроме того, они исходят из местности, где проживает девушка, то есть ее работа должна находиться там, где живет ее семья.
В то же время, ряд опрошенных сельских женщин жаловались, что навязанный выбор профессии родственниками, или вынужденный выбор специальности из-за финансовых ограничений перечеркнул их детские мечты о будущем, что нелюбимая работа воспринимается как рутина и не приносит радости. Мало кто из них отмечал, что выбор родственников был верен.
Цитата респондентки: «Я училась в художественном институте имени Б.Бейшеналиевой. Последний год я закончила с трудом, потому что училась самостоятельно. После окончания ВУЗа я работала учителем музыки в школе. Но родственники ругали меня за то, что я не стала учителем кыргызского языка. Поэтому потом я поступила на заочное обучение в университет имени И.Арабаева и стала работать учителем кыргызского языка».
Когда образование не освобождает от общественных установок
Образ послушной необразованной домохозяйки не является для большей части опрошенных сельских женщин положительной ролевой моделью. Они нарисовали портрет самостоятельной девушки, которая сама (меньше — с участием родителей, которые помогают, но не навязывают мнение), выбирает свою профессиональную дорогу, преодолевает финансовые, логистические проблемы, ищет возможности, а не боится проблем, стремится получить высшее образование, работу мечты, расширить свой кругозор, поднять социальную планку, создать счастливую семью и своих детей растить с такими же жизненными ценностями.
И, многие из опрошенных женщин на уровне своего села профессионально самореализовались и финансово независимы.
Тем не менее, в ходе опроса у них прослеживалась установка на то, что женщина должна выдерживать мультифункциональные нагрузки в семье – учеба, работа, воспитание, домашнее хозяйство в селе. Они не отмечают и, возможно, не считают необходимым разделение обязанностей в семье для облегчения нагрузки на женщину.
Таким образом, сельские женщины хотя и демонстрируют в некоторых вопросах более прогрессивные взгляды и более высокую гендерную чувствительность, сами зачастую выступают источником гендерного неравенства, наследуя те или иные стереотипы общества.
Гендерные эксперты связывают это с проблемой социального конформизма нашего общества, когда на девушку давят социальные установки – требование уважать мнение родителей и подчиняться им, обязанность делать финансовый и материальный вклад в семью, “вернуть долг родителям за то, что растили и кормили”, соглашаться со стереотипами о роли женщин – “готовить, убирать и рожать”, о низком интеллекте женщин, “по природе не способных к науке и технике” и т.п., когда девушка чаще выступает объектом, нежели субъектом, принимающим ключевые решения самостоятельно. Ее рассматривают как будущую рабочую силу в семье, источник дохода, обслугу, жену и мать, не уважая ее личность, мнение, мечты и право выбора жить такой жизнью, которую она сама выбирает. «Это стереотипы стали общественными нормами, которые многие считают правильными. Тогда как муж и жена – это полноправные партнеры, которые создали семью. Право голоса у них должно быть абсолютно равным».
Авторы:
Валентина Галич, дата-журналист
Айжан Бактыбек кызы, исследователь
Эльмира Токтогулова, исследователь
Визуализация данных:
Валентина Галич, дата-журналист
Фото на превью иллюстративное.