Сначала, следует выяснить, какой государственный орган, и на каком уровне наделен компетенцией, необходимой для разрешения вашего вопроса. Обращение сразу в самые высшие органы государственной власти не обязательно придаст ему большую значимость. Скорее всего, обращение перенаправят в орган, компетентный рассматривать поднятый в нем вопрос. А путешествие бумаг из одного ведомства в другое, из инстанции в инстанцию процесс медленный, поэтому, по общему правилу, идите методично от низшей инстанции к высшей.
Не пытайтесь вложить в текст обращения эмоции, не злоупотребляйте художественными оборотами и отвлеченными рассуждениями, не начинайте издалека и не загружайте обращение деталями. Чиновники редко читают с полным вниманием большие тексты. Излагайте только основные факты и постарайтесь, чтобы ваши доводы были логически связны и убедительны, а текст не занимал больше двух третей листа.
В конце своего текста четко сформулируйте ваше требование или просьбу. Что вы хотите: восстановления ваших прав, наказания виновных лиц, изменения существующей практики в деятельности органа или всего вместе?
В некоторых учреждениях со сложной структурой есть несколько кабинетов, где принимают корреспонденцию. Знание структуры организации поможет вам в том, чтобы бумага попала по возможности быстрее к лицу, наиболее компетентному в разрешении вашего вопроса.
Не забудьте о том, что работник канцелярии должен в вашем экземпляре обращения сделать запись, включающую в себя дату принятия, входящий регистрационный номер, фамилию работника, принявшего документ, и его роспись. Если вам откажут в этом, направьте обращение по почте с оплатой уведомления о получении вашего письма.
В некоторых ведомствах у входа ставят ящики для писем. Ни в коем случае не опускайте туда свое обращение, потому что в таком случае у вас не будет подтверждения того, что ваше обращение получено.
Через некоторое время, после регистрации обращения, позвоните в канцелярию и узнайте, кому поручено рассмотреть ваше обращение (кто будет исполнителем документа). Свяжитесь с исполнителем и поинтересуйтесь, нужна ли ему какая-нибудь дополнительная информация. Будьте готовы к встрече с ним.
Если ваше обращение сочли несостоятельным, но вас не убедили использованные при этом аргументы, вынесите существо вопроса на рассмотрение вышестоящей инстанции или в суд.
Если ваше обращение проигнорировали, или вы получили запоздалый отрицательный ответ, или вашу жалобу направили на рассмотрение органа или лица, действия которого вы обжалуете, то кроме вынесения существа вопроса на рассмотрение вышестоящей инстанции или в суд, стоит обжаловать и сам факт игнорирования обращения, нарушения установленных для ответа сроков, направления жалобы на рассмотрение органа или лица, действия которого вы обжалуете.
Текст взят из практического пособия «Проактивный гражданский контроль» доступный по ссылке: http://kyrgyzmedia.com/files/2013/11/prakticheskoe-posobie.pdf