Разумная власть заинтересована в активных коммуникациях с обществом, чтобы своевременно отслеживать образование «роковых узлов» и «зон напряжения». Правовые способы коммуникации общества с властью состоят из процедур обжалования решений, действий (бездействий) власти, нарушающих законность, права и свободы граждан, процедур подачи предложений и процедур истребования информации из государственных органов. Все эти процедуры подразумевают обязательность ответа и соответствующих дальнейших действий.
В случае признания обоснованности жалобы, требования (просьбы), рациональности и целесообразности предложения, власть исполняет требование (просьбу) или принимает предложение. В случае непризнания обоснованности требования (просьбы) или предложения, власть аргументировано разъясняет причины отказа в исполнении требования (просьбы) или принятия предложения. Используя обязательный характер реагирования на сигналы общества, граждане могут вовлекать власти любого уровня в дискуссии по любым вопросам личного или общественного характера и понуждать их к действиям в общественных интересах.
Своевременное и адекватное реагирование на обращение граждан (жалобы, предложения, информационные запросы), справедливое разрешение споров граждан с властью, в том числе судебных, эффективная организация непосредственного приема граждан снижает в обществе уровень агрессии по отношению к власти. Вовлечение граждан в процесс принятия общегосударственных решений равномерно распределяет степень ответственности за эти решения и, соответственно, снижает степень общественного противодействия этим решениям после их принятия. Комплексный и систематический анализ поступающих обращений, информационных запросов, требований граждан в ходе различных протестных акций помогает власти быть информированной о потребностях общества, настроениях в обществе и позволяет заранее предупреждать возникновение очагов напряженности. Будучи своевременно информированной, власть и прочая элита, причастная к принятию решений, имеет возможность правильно ловить волну общественных настроений, интересов и потребностей и по этой волне плыть своим политическим курсом.
Институт обращения
Универсальным способом гражданского контроля и влияния на государственные дела является обращение. Путем подачи обращений граждане могут:
— обжаловать действия (бездействие) и нормативные установления государственных органов, в том числе в судебном порядке;
— инициировать проведения контрольно-проверочных мероприятий;
— сделать предложение о введении более рациональной или эффективной практики, совершенствовании нормативной правовой базы или об устранении тех или иных недостатков в работе органа, не имеющих признаков нарушения законности.
Важнейшим вспомогательным инструментом, для более компетентной оценки решений, действий (бездействия) и нормативных установлений государственных органов является право на доступ к информации. Государство обязано обеспечить доступ граждан к информации о своей деятельности и находящейся в её введении.
Виды обращений
Существуют следующие виды обращений граждан к государственной власти: жалоба, заявление, ходатайство, предложение, запрос.
В жалобе лицо указывает на конкретный случай нарушения его прав и законных интересов и просит устранить это нарушение.
Заявление может быть, и не связано с нарушением прав и свобод, а направлено на их реализацию, например, заявление о приеме на работу. Но оно может, как и жалобы, быть направлено на устранение тех или иных противоправных явлений. Не каждое заявление можно назвать жалобой, но если жалобу назвать заявлением, принципиальной ошибки в этом не будет.
Ходатайствами называются обращения, имеющие характер просьбы, подача которых предусмотрена в каких-то конкретных случаях. Например, это одна из форм обращения к следователю, прокурору или судье в ходе уголовного или гражданского процесса. Ходатайствами также называют обращение физического лица в Конституционный суд с просьбой отменить норму, противоречащую Конституции.
Предложение – обращение в государственный орган, содержащее рекомендации об устранении тех или иных недостатков в работе органа, не имеющих признаков нарушения законности, о введении более рациональной или эффективной практики или совершенствовании нормативной правовой базы. Формы, в которых может быть сделано предложение, уровень обращения, сферы, которые оно затрагивает, ничем не ограничиваются.
Запрос – обращение с требованием предоставить информацию .
Общие и специальные процедуры рассмотрения обращений
К общим процедурам, актуальным для любого госоргана , относятся:
— порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан;
— порядок рассмотрения запросов о предоставлении информации.
Общий порядок рассмотрения заявлений, жалоб и предложений устанавливает Закон Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан», который:
обязывает государственные органы отвечать на обращения граждан не позднее месячного срока;
запрещает перенаправлять обращения граждан в орган или к должностному лицу действия, которого обжалуются;
обязывает вести прием граждан в специально отведенное время.
В Кыргызстане практически отсутствует практика продвижения предложений, поэтому госорганы и должностные лица могут относиться к ним с разной долей снисходительности или пренебрежения. Тем не менее, они должны изучить предложение и дать аргументированный ответ.
К специальным процедурам относятся:
— судебные процедуры рассмотрения заявлений, исковых заявлений, а также жалоб и граждан;
— порядок рассмотрения правоохранительными органами заявлений, сообщений о преступлениях;
Судебные и правоохранительные органы, кроме рассмотрения обращений по специальной процедуре, рассматривают также и обращения, поступившие в соответствии с общим порядком.
Из судебных процедур, в смысле гражданского контроля государственной власти, актуальны административное и конституционное судопроизводство, о которых более подробно будет изложено ниже.
Текст взят из практического пособия «Проактивный гражданский контроль»