Тема про семейные обязанности не перестает вызывать интерес и обсуждения. Как правило, они распределяются между мужчиной и женщиной на основе традиций и обычаев каждой конкретной культуры. Мы провели исследование, чтобы узнать, как распределяются семейные обязанности в селах Кыргызстана.
Во время исследования мы опросили сельских жителей Кыргызстана, а также обратились к официальной статистике, чтобы лучше понять ситуацию и выявить тенденции. В результате мы выяснили, что распределение семейных обязанностей в сельских районах Кыргызстана до сих пор остается достаточно традиционным, но при этом происходят некоторые изменения. Так, например, женщины все еще занимаются домашними делами, заботятся о детях и пожилых родственниках, а мужчины — обеспечивают семью финансово, занимаются сельским хозяйством и заботятся о домашних животных. Однако, в некоторых семьях происходит трансформация этих традиционных устоев, что понемногу меняет роль женщины в семье и обществе.
Дома больше всех работает женщина
Несмотря на образование и экономическую активность вне дома, во многих семьях Кыргызстана продолжает сохраняться традиционное распределение труда и ресурсов в домохозяйствах. Данные Нацстаткома Кыргызстана показывают неравенство в распределении трудовой нагрузки в семье между супругами.
В среднем, мужчины работают в неделю на 4,6 часов больше, чем женщины. В городах разницы почти нет: мужчины работают по 38 часов в неделю, а женщины – по 37 часов. Разница образуется за счет села, где мужчины работают по 35 часов в неделю, а женщины — по 28. Однако, женщины тратят намного больше времени на неоплачиваемую работу по дому: в городах у мужчин на ведение домашнего хозяйства и воспитание детей уходит один час в день, у женщин — около 4 часов. В селе мужчины занимаются домашним хозяйством и воспитанием детей около часа в день, а женщины — около 5 часов. Таким образом, женщины на ведение домашнего хозяйства и воспитание детей тратят в 4 раза больше времени, чем мужчины.
Гендерные специалисты отмечают, что существующие нормы распределения домашнего труда, влияют на то, что социум воспринимает женщину, не как профессиональный человеческий ресурс, а как «вспомогательный» ресурс для карьеры мужской части семьи, сообщества – отсюда и низкий процент вовлеченности женщин в управление как на местном уровне, так и на центральном.
По оценкам ООН-Женщины, неоплачиваемый труд по дому ограничивает возможности трудоустройства сельских женщин, исключает возможность их участия в процессах развития в своем регионе, в стране. Результаты исследований Международного валютного фонда показывают, что наличие у женщин возможностей для полной реализации своего потенциала на рынке труда приносит значительные макроэкономические выгоды, а гендерная дифференциация приводит к потере ВВП на душу населения до 27%.
«Так заведено испокон веков»
Во время нашего исследования мы опросили 700 сельских жителей семи областей Кыргызстана. Это были госслужащие, сотрудники местного самоуправления, предприниматели, фермеры, учителя и безработные. Все они были представителями традиционной кыргызской семьи, где имеется муж, жена дети. Кроме того, это были семьи, где жили вместе два и три поколения детей. Также, мы встречались со специалистами по гендеру. Все ответы были представлены респондентами на условиях анонимности.
Результаты нашего исследования показывают, что больше 80% сельских женщин занимается домом и детьми, а мужчины зарабатывают и берут на себя физический труд.
Так, например, уборкой дома занимается 66% опрошенных сельских женщин, приготовлением еды — 82% опрошенных сельских женщин, 68% опрошенных сельских женщин моет посуду. На школьные родительские собрания также чаще ходит 71% опрошенных сельских женщин. Домашние задания с детьми делают также в большинстве женщины — 59% опрошенных сельских женщин. Организацией семейных мероприятий, как показывают результаты опроса, мужья и жены чаще всего организуют их вместе в 51% опрошенных сельских семей, но при этом сами женщины организуют мероприятия в 27% случаев, а мужья — 19% и это связано тем, что в традиционных кыргызских семьях встречей гостей и подготовкой самого мероприятия занимаются в основном женщины.
А вот мелким домашним ремонтом занимаются в основном мужья — 65% опрошенных сельских мужчин, строительные работы по дому выполняет также в большинстве случаев мужья — 77% опрошенных сельских мужчин, 53% мужей оплачивают коммунальные услуги, за домашним скотом ухаживает 54% опрошенных сельских мужчин.
И такое распределение обязанностей находит поддержку в традиционном кыргызском обществе, в том числе среди самих женщин. Большая часть опрошенных нами сельских женщин считают, что замужняя женщина не должна выполнять работу мужа, и мужчина в доме является тем, кому все должны подчиняться. “В нашем доме хозяин — мужчина, мы должны ему подчиняться. Например, мой муж выполняет важные задачи. Он решает финансовые проблемы. <…> Женщина всегда должна уважать и относиться к мужчине как к начальнику. В то же время мы должны научить детей уважать отца. В нашем доме он делает всю мужскую работу, ремонтирует технику. Я сама выполняю женскую работу”, — говорит одна из респонденток исследования.
Сельские мужчины особенно сильно подчеркивают разделение домашних обязанностей. По их словам, мужчина — это добытчик, а женщина — домохозяйка. “Она остается дома, чтобы убираться, готовить и заботиться о своих детях. <…> испокон веков так, каждый занимается своим делом», — утверждает большинство из них. Более того, разделение домашних обязанностей сельские мужчины обосновывают «природными различиями» и «божественным распределением функций между полами». Они считают, что физиологические и психологические различия между мужчинами и женщинами определяют, кто должен заниматься теми или иными задачами.
Традиционных гендерных ролей придерживаются и при распределении работы среди других членов семьи. Снохи (на кырг “келин”) выполняют «женскую» работу по дому, а их мужья — «мужскую». Дети тоже выполняют домашную работу в зависимости от их пола. Например, сыновья убирают двор — 16,86%, смотря за домашним скотом — 18,71%, а дочери занимаются работой внутри дома — 20,43%, моют посуду — 21,71%, и помогают ухаживать за младшими братьями и сестрами.
Старшие по возрасту члены семьи (родители мужа или жены) не обязаны заниматься домашними делами, но могут это делать при желании или необходимости. Результаты нашего исследования показывают, что они это делают также с учетом гендерной принадлежности: бабушки готовят еду, моют посуду, воспитывают детей, в то время как дедушки ухаживают за домашним скотом и убирают двор.
Гендерные специалисты также отмечают, что традиционно семейные обязанности в кыргызских семьях делят на «тяжелую» работу по дому и хозяйству, которую преимущественно выполняют мужчины (отец, сыновья, родственники) и на более «легкую», которую делают женщины (жена, дочери, сноха). Под «тяжелой» работой понимается, как правило, работа на улице, связанная с «менее комфортными условиями и физически емкой работой». Однако, это стереотип и он влияет на восприятие «женской» части ведения домашнего хозяйства, как действительно более «легкой». Но, никто в семье не подсчитывает общую энергозатратность работы женщин по дому, их психо-эмоциональное состояние, опасность эмоционального выгорания женщин. “Повторяющиеся из поколения в поколение нормы, нежелание старших женщин, бывших когда-то в роли келин, дочери, менять что-либо – также показывает глубину и серьезность проблемы современной неоплачиваемой работы молодых женщин в традиционной кыргызской семье”.
Дом, семья, работа
Наше исследование показывает, что сельские женщины вынуждены работать с раннего утра и до позднего вечера, особенно те, у кого есть дети, огород и домашний скот. Часть домашних дел иногда приходится откладывать даже на выходные, так как в будние дни времени на все не хватает. “Просыпаюсь пораньше, чтобы подоить корову. Потом кормлю цыплят, занимаюсь другими домашними делами делами, а потом иду на работу. После работы я работаю в саду. Устаю из-за этого”, — рассказывает про свой обычный день одна из респонденток исследования.
Одна из сельских женщин рассказала, что сильно переживала и испытывала стресс, когда из-за учебы и работы ей пришлось поручить старшим детям часть домашних дел. Она волновалась, смогут ли они, например, присматривать за маленьким ребенком. “Моему ребенку было 4 месяца. Я училась и работала, а старшие дети присматривали в это время за младшим ребенком. На работе и учебе я все время думала, что там с моими детьми”, — вспоминает она.
Другая женщина рассказала, как ей было трудно работать по дому, когда она заболела. «…самое тяжелое время, когда ты болеешь».
Многие женщины в селах уже привыкли к такому объему домашней работы и принимают свои семейные обязанности, как неизбежное и необходимое. «Никто их все равно не выполнит за нас, все равно надо делать, мы свыклись с этим», — утверждают они.
Время на отдых и саморазвитие остается в основном у женщин более старшего возраста, чьи дети уже вышли замуж или женились. Они с удовольствием присматривают за внуками, помогают детям по домашнему хозяйству, находят время на просмотр телевизора, прогулки, чтение книг и даже «серфинг» в Интернете, который считают интересным и полезным.
Сельские мужчины, в свою очередь, не жалуются на проблемы с выполнением работ по дому и хозяйству. Они отмечают, когда надо, то они выполняют даже ту работу, которую не смогла или не успела сделать супруга. «Проблемы нет. Если не будет женщины, я помою посуду…<…> ”.
По их словам, сложнее всего только когда жена уезжает на несколько дней. “Если моя жена куда-нибудь уезжает, я сильно страдаю от домашней работы”, — рассказывает один из респондентов.
Большинство из них ответили, что имеют возможность отдыхать после работы и домашних дел. Например, пограть с друзьями в бильярд, посмотреть кино дома или в кинотеатре, пообедать или поужинать с семье в кафе, ходить в спортивный зал на тренировки, заниматься хобби, читать книги.
Лишь некоторые опрошенные мужчин признают, что устают и не имеют достаточно времени на полноценный отдых или саморазвитие. Кто-то из них хочет выспаться от усталости и может спать весь выходной день. Другой отмечает, что времени на отдых так мало, что он рассматривает ужин с семьей, просмотр новостей в Интернете и разговор с детьми как свой отдых от работы.
Но, все можно изменить
Большинство опрошенных сельских женщин и мужчин не готовы изменить существующее распределение домашних обязанностей в семье и ссылаются на традиционные гендерные роли, физические и психологические особенности каждого пола. По их словам, в будущем пересмотреть распределение обязанностей можно только в том случае, если в самом обществе произойдут серьезные изменения. Но даже допуская изменения, респонденты подчеркивают устоявшееся гендерное разделение домашней работы, которому необходимо следовать. “Хотелось бы, но каждый должен знать свою работу. Поскольку есть задачи, возложенные на женщин и мужчин, они должны быть выполнены”, — говорят они.
Тем не менее, в ходе исследования мы выяснили, что в кыргызских селах все же есть немногочисленные семьи, которые хотят изменить порядок распределения домашних обязанностей, а некоторые это даже уже сделали. Например, один из респондентов рассказал, что его взгляды на распределение обязанностей в семье изменились после того, как он женился и стал отцом троих детей. После этого он понял, сколько работы нужно сделать дома, и поэтому помогает жене в уходе за детьми, приготовлениии еды и других домашних делах. “Я не думал об этом раньше, но теперь я понимаю, как это сложно. Интервал между рождением моих 3-х детей меньше полутора лет. Если я прихожу с работы пораньше, я их покормлю, поменяю подгузники…”, — говорит он.
Гендерные специалисты отмечают, что в таких семьях постепенно формируется понимание равного участия каждого члена, без деления на пол и специфику работы. “Каждый делает равный вклад по принципу, кто свободен и может сделать, тот и делает”. При этом, они считают, что необходимо глубокое и последовательное изучение того, каким образом возможны такие изменения и как естественно трансформировать традиционные устои до равноправного восприятия женщин в семье и в обществе. “Необходимо изучать негативные последствия патриархального уклада, не только для женщин, но и для сельских детей, активно вовлеченных в ведение домашнего хозяйства”.
Кроме того, они считают, что необходимо аргументированное убеждение мужчин, родителей старшего поколения в том, что для каждой семьи ценен каждый ее член и роль женщины не может быть второстепенной, эксплуатация ее труда не может сделать ее счастливым членом семьи, членом сообщества. “Важно формировать ролевые модели женщин, женских сообществ, успешно реализующих себя в сельских районах, меняющих нормы — до равного их восприятия”.
Авторы:
Валентина Галич, дата-журналист
Айжан Бактыбек кызы, исследователь
Эльмира Токтогулова, исследователь
Визуализация данных:
Валентина Галич, дата-журналист
Фото на превью иллюстративное.